ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ

Глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения.

Четвёртый Шаг был глубоким и бесстрашным взглядом на себя со стороны с описанием увиденного. Целью упражнения было узнать себя и разобраться в хаосе своей жизни. Проводя инвентаризацию, мы получили ясную картину беспорядка и неуправляемости, которые держали нас в плену нашей зависимости.

Наш список также включал хорошие качества, наши ресурсы, которые почти невозможно было увидеть в то время, когда мы только перестали употреблять никотин. Слово «инвентаризация» происходит от латинского слова, которое означает находить или открывать. Среди определений слова «нравственный» есть следующее: «различать правильное и неправильное поведение».

Мы не забывали эти определения, когда делали Четвёртый Шаг, они нам очень помогали. Изучая себя, мы старались определить, какое поведение и проявление чувств были полезны для нас, а какие вредили.

Четвёртый Шаг предполагает «бесстрашную» моральную инвентаризацию. Разумеется, на пороге этого шага большинству из нас было страшно, потому что мы привыкли относиться к себе отрицательно. Нам было очень страшно сделать то, к чему призывал Четвёртый Шаг - честно оценить себя. Нам не хотелось признавать себя плохими людьми, неудачниками, ничтожествами, обманщиками, кем мы себя считали.

Пора было покончить с этими саморазрушительными представлениями. Оглядываясь назад, на Первый, Второй и Третий Шаги, мы поняли, что у нас есть позитивная энергия и руководство Высшей Силы, помогающие нам в трудном деле. Мы вспомнили, что мы больше не одни. Люди в Анонимных Никотинозависимых делились своим опытом по Четвёртому Шагу, и мы узнавали, как они обнаруживали, что они не такие уж жалкие, как им казалось. Опыт других и помощь нашей Высшей Силы дали нам мужество честно провести инвентаризацию самих себя. Мы отважились сдаться Высшей Силе и позволить ей провести нас по Четвёртому Шагу.

В Четвёртом Шаге говорится, что нравственная инвентаризация должна быть глубокой, то есть тщательной. Не существует волшебного измерительного прибора, который показывал бы нам, как глубоко и как долго нам нужно смотреть на себя. Но пересмотр должен быть на пределе наших возможностей.

Не бывает хорошей и плохой инвентаризации; инвентаризация могла быть только самой лучшей. Наилучшая возможная инвентаризация, которую мы могли сделать, это та, которая делалась с абсолютной честностью, смирением, беспристрастностью, самоотверженностью и желанием. Ее нужно было сделать честно и добросовестно. Эта задача была очень важной.

Для многих из нас выполнение Четвёртого Шага проходило не безболезненно. Но мы не забывали, что инвентаризация направлена на другое. Она, скорее, была инструментом, позволявшим увидеть, как мы проживаем свою жизнь. Нам нужно было выявить, что помогало и что мешало нам в жизни, чтобы научиться видеть и избавляться от бесполезных шаблонов, усвоенных нами.

Мы хотели узнать, что воздействовало на нас в прошлом, чтобы найти выход из этой ловушки, освободиться от себя прошлых и от никотина. Мы освобождались от прошлого для того, чтобы жить сегодня, день за днём.

Абсолютно «правильного» способа провести проверку не было, так же, как в случае с инвентаризацией. Было ясно, что важно и необходимо сделать это письменно. Изложение нашей инвентаризации на бумаге делало её более реальной, давало возможность убедиться, что мы делаем это настолько глубоко и бесстрашно, насколько можем. Всё, что выскакивало наружу, ложилось на бумагу. Мы старались делать это максимально тщательно. В список попадало все, что вспоминалось.

Начало было положено ответами на вопросы, предложенные в вопроснике Анонимных Никотинозависимых, Части II этих материалов. Вопросник ясно показывает, что мы пытались получить от никотина. Из ответов вырисовались типичные модели поведения. Возникали идеи. Затем эти модели и идеи исследовались. Одним из методов было вспомнить о том, что в прошлом вызывало у нас положительные эмоции и что отрицательные, и как мы чувствуем себя, когда пишем об этом. Мы написали об этом и задали себе следующие вопросы:
* Почему я так себя чувствую?
* На кого ещё это воздействовало?
* Является ли это частью модели поведения?
* Являюсь ли я ответственным за то, что произошло потом?
* Продолжаю ли я повторять это? Каким образом?

Мы написали обо всём, что вызывало отрицательные эмоции. Мы проанализировали, откуда они пришли, как на нас повлияли, почему мы за них держались и как это влияло на людей вокруг нас. Мы просили помощи у Высшей Силы распознать их.

Мы написали и о том, что нам нравилось, начиная с того, что уже было преодолено. Мы были чистые, мы больше не употребляли никотин, продолжали думать о хорошем, отдали себя под руководство Высшей Силы, изучая себя как можно глубже.

Некоторые из нас воспользовались третьим способом инвентаризации: написали список людей, учреждений, принципов или событий, которые, как мы чувствовали, играли важную роль в нашей жизни. Затем мы изучили, как они влияли и воздействовали на нас.

В процессе изучения мы рассматривали людей и события, которые вели к нашим прошлым страхам, обидам, ненависти к себе или к тому, что мы продолжали зависать в ситуациях, приносящих нам вред. Мы старались найти ответ, кто или что заставило нас чувствовать и думать негативно. Многое шло из прошлого. Нам было важно вернуться как можно дальше во времени, даже если подробности были размыты. Мы часто испытывали удивление. Кое-что казалось мелким и незначительным, но, если это вообще выходило наружу, значит, было важным, и мы это писали. Что бы это ни было, главным для нас было освобождение от нашего прошлого путём изложения этого на бумаге.

Для тех из нас, кто не находил в написании таких списков особого смысла, проще был четвёртый способ. Мы написали предельно честную личную историю, которая позволила нам увидеть, что привело нас к нашей зависимости. Осознав это, мы увидели, где, почему и как мы получили ущерб и каким образом это стало влиять на наше поведение.

Когда мы писали, было непонятно, что нам это даст. Но не написав полностью историю нашей жизни, мы не имели возможности вернуться к началу и увидеть отдельные наши действия в общей цепи закономерностей. Каждая наша ошибка, каждая кажущаяся 84глупость, с помощью крупного плана вдруг становилось значительной частью большой и понятной схемы.

Многие, кто делал Четвёртый шаг раньше в другой Двенадцатишаговой программе, сочли необходимым переосмыслить свою инвентаризацию, чтобы акцентировать внимание на особенном воздействии никотиновой зависимости на нашу жизнь. Например, мы обнаружили, что никотин заблокировал наши чувства, наше общение с другими людьми и с миром вокруг нас. Видимо, мы калечили себя подсказанным никотином способом, когда прятались за дымовой завесой или дымили на других людей. Когда мы пересматривали наши предыдущие инвентаризации, наше выздоровление от других веществ, так же как от никотина, получило дополнительное развитие.

Четвёртый Шаг позволил нам посмотреть на себя трезво и без лишнего осуждения. Полученная картина помогла нам не бояться, что мы сочтем себя отвратительными. Четвёртый Шаг позволил нам почувствовать, что мы обычные люди, а также взаимосвязь с другими людьми.